17.10.2008 Современные проблемы безопасности строительства в России

Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184) фактически свел на нет базу строительных норм и правил СССР, которая разрабатывалась на протяжении многих десятилетий и признавалась одной из лучших в мире. Замена системы государственных и отраслевых, технических стандартов и норм на обязательные для всех отраслей технические регламенты до сих пор не проведена.

В строительной отрасли России произошли кардинальные изменения. На российский строительный рынок пришли современные технологии, оборудование и материалы из развитых стран, дешевая, малообразованная рабочая сила из слабо развитых стран СНГ, без поддержки государства в условиях рыночной экономики система профессионально-технического образования - скончалась. Законодательство времен СССР безнадежно устарело в самой острой его части, регламентирующей безопасность и ответственность. На фоне пробельности и правовой неопределенности погоня за прибылью при строительстве приводит к очередным трагедиям.

Чиновники, контролирующие государственные, правоохранительные органы, тесно срослись родственными, коррупционными связями с бизнесом, в особенности нарушающим закон. Предусмотренная за нарушение обязательных требований государственных стандартов, нарушение требований нормативных документов по обеспечению качества и единства измерений ответственность наступает в редких исключительных случаях, в основном как рычаг конкурентной борьбы между бизнесменами.

Статья 238 Уголовного кодекса Российской Федерации «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», представляющаяся нам весьма декларативной, при строительстве не работает ввиду отсутствия четко закрепленных законом требований безопасности. Преступление, посягающее на общественные отношения в сфере охраны, здоровья и защиты прав потребителей в связи с деятельностью по выпуску и продаже товаров, оказанию услуг, а также по предупреждению прихода на рынок товаров ненадлежащего качества, причиняет вред, подрывает доверие к производителям товаров и услуг. Объектом преступления являются общественные отношения в области обеспечения граждан товарами, работами, услугами и охраной прав потребителей в обеспечении безопасности жизни и здоровья.

Как яркий пример пробельности и правовой неопределенности рассмотрим одну из техногенных катастроф. Вечером 14 февраля 2004 года в развлекательном комплексе «Трансвааль-парк» обрушился железобетонный купол над бассейном и водными аттракционами. Площадь обрушения составила 3000 кв. м., под завалами оказалось 400 человек, потребителей услуг, пришедших отдохнуть со своими семьями. В результате погибли 28 человек, более ста оказались в больницах с тяжелыми травмами. Впоследствии многие обратились за юридической помощью с целью возмещения вреда. К сожалению, законодательство Российской Федерации слабо защищает права потерпевших.

Столичная прокуратура обвиняла в случившейся трагедии главного конструктора проекта Нодара Канчели и начальника Московской государственной вневедомственной экспертизы Анатолия Воронина. Канчели было предъявлено обвинение в неосторожном причинении смерти и тяжкого вреда здоровью (статья 109 часть 3 и статья 118 часть 2 УК РФ), а Воронину - в халатности, приведшей к гибели двух или более человек (статья 293 часть 3 УК РФ). Дело было передано в Черемушкинский суд Москвы, однако впоследствии его вернули в прокуратуру для устранения допущенных в ходе следствия нарушений. Расследование по делу длилось более 20 месяцев. За это время прокуратурой проведены десятки осмотров различных объектов, допрошено более 300 человек, проведены 240 различных судебных экспертиз, в частности, уникальная по объему и специфике исследований комплексная строительно-техническая экспертиза.

Признанные экспертизой выводы о нарушениях легли в основу предъявленных обвинений. В случаях с остальными ответственными лицами: Монтажное управление № 25, «Спецстальконструкця», ГУП «НИИЖБ», турецкая строительная фирма «Кочак Иншаат Лтд.», - то они к ответственности привлечены не были. Вопросы ответственности должностных лиц (в том числе должностных лиц Москомархитектуры, Госархстройнадзора, ответственных должностных лиц правительства Москвы) следователями Московской Прокуратуры не исследовались и перед экспертами не ставились.

Как следует из заключений проведенных экспертиз и материалов предварительного следствия, при проектировании имели место следующие ошибки, допущенные конструкторами:

- был принят ряд конструктивных решений, в т.ч. непреднапряженного железобетонного опорного контура оболочки, верхнего и нижнего узлов опорных колонн, соединения распорки Р1 и колонны, без необходимого практического подтверждения и расчетного обоснования;

- в процессе проектирования были использованы, ошибочные или не в полной мере отражающие реальную работу системы «железобетонная ребристая оболочка - металлические колонны со связями» расчетные модели покрытия, в связи с чем были получены и использованы при проектировании ошибочные выводы о статической определимости системы и возможности неучета ряда факторов (в частности, температурного);

- не были учтены такие определяющие работу системы факторы, как растрескивание зон растяжения бетона в бортовом элементе (контуре), большие перемещения (геометрическая нелинейность) и ползучесть бетона (физическая нелинейность) железобетонной ребристой оболочки; и, кроме того, при анализе результатов не были учтены критические растягивающие усилия в связях-распорках Р1, чрезмерные сдвигающие нагрузки в центральных колоннах крайних связевых блоков (1/4г и 1 /19г), отрывы угловых колонн 1/1г и 1/22г от нижнего узла крепления;

- не были учеты температурные воздействия, вызванные перепадом температуры в периоды строительства и эксплуатации;

- была необоснованно упрощена схема задания ветровой нагрузки (не были учетены реальные эпюры ветрового давления, «отсоса» от поверхности покрытия и подветренных фасадов);

- не был выполнен достоверный расчетный анализ напряженно-деформированного состояния, прочности и устойчивости опорных колонн и их критически важных узлов при действии реальных нагрузок.

- при проектировании покрытия указанного здания были применены неверные и не отвечающие официальным и обязательным требованиям и правилам конструкторские решения, предусмотренные п.п.1.3, 1.10, 1.11 СНиП 2.03.01-84 «Бетонные и железобетонные конструкции», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 20.08.1984 г. № 136 (с изменениями); п.п.1.1, 1.4, 1.7 СНиП II-23-81* «Стальные конструкции», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 14.08.1981г. № 144 (с изменениями); п. 6.6. СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 29.08.1985 г. Л? 135 (с изменениями) по обеспечению необходимой прочности, устойчивости и пространственной неизменяемости отдельных конструкций здания на всех стадиях возведения и эксплуатации.

Постановлением от 30 августа 2006 г. следователя по особо важным делам управления по расследованию преступлений в сфере экономики и должностных преступлений прокуратуры г. Москвы Лавренченко А.А. уголовное преследование в отношении Воронина А.Л. было прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ - непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления.

Постановлением от 4 сентября 2006 г. следователя уголовное преследование в отношении Канчели Н.В. было прекращено по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ - вследствие акта амнистии.

Этим же постановлением уголовное дело было прекращено в соответствии с ч. 4 ст. 24 УПК РФ - в связи с прекращением уголовного преследования в отношении всех подозреваемых или обвиняемых.

Строительство - производство, связанное с созданием новых и модернизацией имеющихся основных фондов производственного и иного назначения. Конечным продуктом строительной деятельности являются объекты недвижимости в виде домов или сооружений. Эксплуатация объектов возможна, когда обеспечивается их надлежащее качество при производстве. Параметры качества на сегодняшний день устанавливаются системой актов технического нормирования в виде пока еще действующих строительных норм и правил, ГОСТов и технических условий.

Регулирование отношений в строительстве сегодня осуществляется актами технического нормирования, не содержащими правовых норм. Процесс регулирования отношений основан на применении норм технических, а не норм права. Правовой нормой в юридической муке называется правило поведения, санкционированное, установленное государством и защищаемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Правовая норма разновидностью общественной нормы, регулирующей социально значимое поведение членов общества.

Технические нормы не являются социальными и не имеют юридического значения, так как определяют порядок обращения людей с орудиями и предметами труда, иными объектами материального мира или силами природы. Нарушение технических норм само по себе не приводит к наступлению юридической ответственности. Основной формой изложения таких норм являются государственные стандарты, устанавливающие обязательные требования к продукции, процессам производства и т.д. Пункт 3.4 письма Министерства юстиции России от 03.06.1993 г. № 08-09/307, п. 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Министерства юстиции от 17 апреля 1998 г. № 42, указывается, что ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - акты нормативно-технического характера, не содержащие правовых норм.

Юридическая ответственность возникает только тогда, когда нарушены нормы права.

Только социально-правовые нормы способны регулировать общественные отношения, технические же нормы относятся лишь к области техники и являются предметом различного рода технической науки.

Способность регулировать общественные отношения техническая норма приобретает только с приданием ей правовой формы.

Придание техническим нормам юридической силы возможно, когда техническая норма либо закрепляется в диспозиции нормы права, либо норма права отсылает к технической норме.

Систему нормативного обеспечения сферы технического регулирования должны составить принимаемые в форме федерального закона технические регламенты. На сегодняшний день длительное время идет их разработка и обсуждение. Подобные нормы должны будут обладать качественными признаками правовой нормы: содержать общеобязательные предписания, исходить от законодателя и выражать его волю, быть рассчитаны на многократное применение неограниченным кругом лиц, закрепляться в специальных нормативных правовых актах и обеспечиваться возможностью государственного принуждения.

Технический регламент, закрепленный федеральным законом, должен будет устанавливать минимальные требования безопасности, необходимый уровень показателей безопасности, учитывать риски и минимизировать их, и - отвечать требованиям законодательной техники, быть доступным для понимания широкому кругу лиц. Исходя из статьи 7 и других норм Федерального закона № 184 технические регламенты должны устанавливаться в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при производстве строительной продукции, при длительной эксплуатации сооружений.

Правовое закрепление норм о безопасности той или иной продукции или процессов, связанных с ее реализацией, производством, эксплуатацией, хранением, переработкой, утилизацией, связано с необходимостью установления в них норм технического плана. При этом речь идет о правилах, которые, регламентируют процессы производства, принципы построения и действия различного рода механизмов и определяют порядок обращения человека с природными материалами, различного рода веществами и техническими устройствами.

Бурное развитие науки и техники требует включения в правовое поле нормативов действия различного рода устройств, обращения с материалами, веществами и оборудованием. Технические нормы, получившие закрепление в правовом акте, приобретая, таким образом, юридическую силу, становятся технико-правовыми нормами, нарушение которых несет юридическую ответственность, в том числе и компенсационно-штрафного характера в пользу потерпевшего.

Также сегодняшней проблемой является то, что на большинстве эксплуатируемых объектах отсутствует регламентация организации работы службы эксплуатации, которая могла бы строго устанавливать численность работников, методику, периодичность и плановость выполнения мероприятий по обслуживанию зданий и сооружений с четкой фиксацией факта выполнения мероприятий в зависимости от совокупных показателей объекта недвижимости (сложность инженерных коммуникаций, общая площадь здания и т.п.).

Такая ситуация вызвана отсутствием на федеральном уровне нормативного правового акта, регламентирующего порядок организации и проведения контроля эксплуатации зданий и сооружений, к которым предъявляются повышенные требования эксплуатационной надежности и безопасности.

Отсутствие такого рода норм, а также установившаяся на сегодняшний день практика эксплуатации зданий и сооружений не позволяют своевременно выявить и предотвратить появление критических дефектов, способных привести к обрушениям конструкций со всеми вытекающими из этого опасными последствиями.

Если рассмотреть процессы строительства в России, то можно увидеть, что лишь немногие объекты строительства в полном объеме отвечают даже пробельным, устаревшим требованиям строительных норм. Безнаказанность и погоня за прибылью доминируют, а пока на федеральном уровне вопросы строительной безопасности не рассмотрены и соответствующих нормативных актов нет.

Как показывает десятилетний опыт работы, ежегодно возрастают темпы возведения и количество уникальных и технически сложных объектов недвижимости.

Трагедия в «Трансвааль парке» заставила обратить пристальное внимание не только на повышение уровня качества строящихся объектов, но и на качество и нормативный уровень эксплуатации построенных объектов недвижимости, в особенности сложных инженерных объектов I уровня ответственности.

Это показывает, что строительные компании склонны к увеличению объемов строительства, зачастую забывая, что возводят объекты, несущие потенциальную угрозу, и некачественное выполнение работ может привести к тяжелым общественным последствиям. Большинство компаний выступает под лозунгом «доступность», но доступность - не показатель его качественности, и не секрет, что строгое соблюдение норм и правил не несет удорожание, и существенно увеличивает сроки строительства.

На сегодняшний день федеральные органы власти сильно медлят с решением проблемы безопасности строительного производства, хотя многочисленные факты обрушений эксплуатируемых объектов недвижимости уже получили сильный резонанс у общественности, а с тем качеством выполнения строительных работ, которое присутствует сейчас, не исключена возможность неоднократного повторения трагедии, произошедшей в «Трансвааль парке», причем в недалеком будущем.

Техногенные катастрофы, затрагивающие и нарушающие интересы граждан, в России случались неоднократно, однако выводы, повлекшие существенные изменения, не сделаны.

Источник: Актуальные проблемы строительного комплекса, № 2-3, 2008

И.Л. Трунов, первый вице-президент Федерального союза адвокатов, профессор, доктор юридических наук, академик РАЕН, почетный адвокат России

23.04.09

ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ЭКОНОМИЯ

Торговая марка FIORI успешно набирает обороты и расширяет сеть дилеров. Имеет уже 67-летнюю историю проектирования, производства и продаж. Качество, надёжность, универсальность и эффективность широкой гаммы разнообразных строительных машин FIORI стало основой таких результатов на рынке.

Компания FIORI S.p.A. еще в марте 2008 г. на международной выставке SAMOTER 2008 представила новую модель мобильного бетоносмесителя с самозагрузкой - DB 260SL - производительностью более 10 куб/час, которая так же была представлена в России, на всероссийской выставке СТТ 2008 (г.Москва). Сегодня ведущий мировой производитель готовит к показу, на выставке INTERMAT PARIS 2009, модель производительностью более 20 куб/час — DB 460SL. Бетоносмесители FIORI с самозагрузкой, лучшие в своём классе техники, заслужили превосходную репутацию во всем мире. Ведь преимущества этих машин очевидны даже в теории, а на практике – несложные расчёты показывают, что исключение затрат на оплату услуг бетонозавода и транспортировку автомиксерами, даёт владельцу такой машины экономию около 1600 рублей с одного кубометра изготавливаемого бетона. Следовательно, для того чтобы машина окупилась только засчёт указанной экономии, необходимо произвести около 3500 кубических метров бетонной смеси. Машины этой серии с максимальной производительностью от 5 до 20 м3 в час позволяют отказаться от лишних затрат, исключить простои и оптимизировать весь цикл производства и укладки бетона непосредственно на стройплощадке. С ними можно оперативно реагировать на потребности строительных участков, изготавливая широкую гамму марок бетонных смесей. Здесь легко применяются различные добавки, влияющие на процесс отвердения бетона, т.е. оптимизируется время укладки бетона при получении его максимально прочным. Бетоносмесители с самозагрузкой – решение транспортных проблем доставки бетона в центры больших городов, причем производство бетона с участием одного водителя-оператора можно начинать незадолго до момента бетонирования. Еще больше такая техника оправдывает себя в условиях удорожания автомобильного топлива, сервисного обслуживания и возникновения дорожных заторов, а также при возрастающих требованиях к чистоте строительного транспорта со стороны коммунальных служб и автомобильной инспекции. Бетоносмесители с самозагрузкой идеально подходят как для малоэтажного, коттеджного строительства, так и для строительства крупных объектов в самых сложных условиях – там, где громоздкий, требующий монтажа/демонтажа, бетонозавод не справляется с задачей рационализации производства и минимизации затрат. А благодаря применению двух и более машин производительность увеличивается кратно при одновременном снижении затрат на закупку и содержание техники аналогичного по объемам производства бетонного завода, коль скоро для функционирования бетонозавода требуются фронтальные погрузчики, автомиксеры, организация электро и водоснабжения, применение грузоподъемной техники, включая затраты на техническое содержание дополнительной техники и персонала. Гарантия улучшения механических свойств бетона – правильно организованное и активное протекание диффузионных процессов на уровне микрообъемов, в результате чего при формировании монолита исключаются дефекты, концентраторы напряжения и другие факторы, снижающие его прочность. И в этом вопросе для FIORI нет равных, сразу бросается в глаза - со смесительным барабаном серьёзно поработали ведущие специалисты гидродинамики, конструкторы и технологи – вогнутое дно, увеличенные конусные части, оптимизированный шаг и размер винтовых лопаток со специальными местными отгибами и ещё многие другие запатентованные технические решения, позволяющие, в отличие от аналогичных машин других производителей всего за несколько оборотов смесителя получить качественно перемешанную смесь. Причём опыты показывают, что максимально допустимое количество смешиваемого материала для оптимального протекания процессов смешивания не более 4 кубических метров, в противном случае машина получится неоправданно металлоёмкой и неуклюжей с точки зрения внешних габаритов и манёвренности, или Вы можете увидеть модели таких «сверхёмких» бетоносмесителей с самозагрузкой, где производителем в угоду рекламных заявлений о «грандиозной» производительности конструктивно уменьшается угол наклона барабана, что непозволяет в силу известных физических законов производить качественное смешивание 100% загруженных материалов даже при увеличении времени смешивания. А о компоновочных решениях и говорить не приходится – переднее расположение загрузочного ковша определяет его соседство с кабиной оператора – в результате уменьшенный на 15% объём и соответственно большее количество и время загрузок, и через три-четыре цикла загрузки цемента в барабан водителю-оператору потребуется приложить немалые усилия для очистки стёкол от пыли чтобы получить хоть какую то приемлемую для дальнейшей работы обзорность. Ну и в конце концов – главное – это не хорошая видимость ковша при загрузке, а лучшая видимость разгрузочного узла при выгрузке, чего совершенно невозможно добиться в условиях выгрузки назад при заднемоторной компоновке и отсутствии выносного пульта управления. Мотор сзади - смена воздушных фильтров двигателя превратится в ежедневный ритуал в условиях пыльных дорог и стройплощадок, ну а летать пока в ближайшее время такие машины не будут. Выносной пульт управления позволяющий производить точную разгрузку на высоту до 2140 мм (без её изменения в зависимости от угла наклона!) непосредственно в опалубку, полный привод + три режима управления колёсами в базовой комплектации, гамма новейших дизельных моторов, гидротрансмиссия с охлаждением, загрузочный ковш по типу фронтального погрузчика с разгрузочной заслонкой, компьютерная система взвешивания загружаемых компонентов с принтером для контроля соблюдения пропорций бетонной смеси, насос с фильтром для закачки воды в бортовые резервные баки, насос высокого давления с моечным пистолетом, поворот вокруг машины и опрокидывание смесительного барабана с четырёхзаходными винтовыми лопатками для смешивания и выгрузки бетона на 360 градусов вокруг машины... и другие преимущества которые Вы получаете приобретая такой автобетонозавод, исключая простои и затраты на оплату услуг бетонозавода и автомиксеров. Карьерно-тоннельные самосвалы FIORI просто незаменимы в тяжелейших услових эксплуатации небольших карьерных разработок или стеснённых условиях проходческих работ в тоннелях. Их надёжность, долговечность и неприхотливость многократно доказана во многих точках мира. Экскаваторы-погрузчики FIORI, минипогрузчики, миниэкскаваторы, минисамосвалы с самозагрузкой и минитранспортёры в различных модификациях с широким спектром сменного оборудования стали незаменимыми помощниками в различных сферах строительства, жилищно-коммунального, складского и сельского хозяйства, при проведении ландшафтных и реставрационных работ. Компания САМТЕК -это надежные комплексные поставки техники и оборудования, сервис, бесплатное обучение, расходные материалы, запасные части.

Copyright 2006 ЗЖБИ-500     Карта сайта
Реклама на сайте
|