Проблема технического регулирования в строительном производстве

В связи с действием закона «О техническом регулировании» коренным образом трансформируется система взаимодействия инженерно-технической, правовой и технико-экономической документации. Это представляет значительную трудность для изложения новых методов технического регулирования, их нельзя рассматривать изолированно от субъектов влияния: видов собственности, инженерно-производственного, финансового и правового

Необходимо помнить, что обязательные подтверждения соответствия продукции заданным требованиям методами только государственно-административного контроля порождает чиновничьи барьеры на пути продукции к потребителю. С другой стороны, государственный контроль за соблюдением требований технического регламента должен быть подкреплен современными правовыми нормами без ослабления уровня, защиты потре¬бительского рынка

Однако ход развития мировой экономики ХХ в., капитализма и социализма показал, что только сочетание мер государственного регулирования (социализм) и саморегулирования рынка (капитализм) обеспечивает благосостояние народа и государства. Вот что говорит по этому поводу американский математик, экономист, лауреат Нобелевской премии Дж Неш: «Возьмите профессиональных экономистов. Большинство из них буквально верят в то, что якобы экономика цветет благодаря предпринимательской инициативе бизнеса и широкого потребительского выбора. Это не так, Экономика процветает благодаря тому, что у нас динамичный государственный сектор». Эти слова подтверждают целесообразность сочетания разных мер, обеспечивающих развитие общества с обязательным участием государства и субъектов производства.

В условиях государственного управления строительным производством государство было единым субъектом и производства, и контроля, и эксплуатации строительной продукции. В условиях современной экономики, когда в создании продукции, её контроле и реализации участвуют несколько субъектов с различными формами собственности, усложняется разделение ответственности за качество строительной продукции. В этих условиях появилась необходимость в создании системы контроля, не зависящей ни от производителя, ни от потребителя.

Закон технического регулирования (от 01.07.03 г) вносит значительные перемены в организацию работ строительного производства (рис. 1).

Закон регулирует отношения трех сторон:
    *
      Первую сторону представляет изготовитель продукции, исполнитель работы или услуг; т.е. сторона, заинтересованная в реализации результата деятельности и заявляющая о необходимости проведения оценки соответствия.
    *
      Вторая сторона - это лицо, приобретающее продукцию, приобретатель, получающий результат работы или услугу.
    *
      Третья сторона - лицо, дающее объективную оценку соответствия (качества) продукции, работы, услуги, Этим лицом является независимый аудит качества.

Для обеспечения соответствия продукции установочным требованиям разрабатывается система технических регламентов. Технический регламент - документ, устанавливающий обязательные требования к продукции, видам работ, процессам, зданиям, сооружениям. Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни и здоровья граждан, сбережения имущества, охраны окружающей среды.

Можно выделить три инновационных особенности закона о техническом регулировании:

    *
      предоставление максимальной свободы действия производителям в отношении всех потребительских свойств, за исключением безопасности;
    *
      повышение уровня ответственности производителя за безопасность продукции, что проявляется в повышении уровня документа, содержащего требования по безопасности, независимости контроля и государственного контроля за соблюдением правил оценки соответствия,
    *
      обеспечение полной информированности от начала разработки национального стандарта или технического регламента до единой информационной системы Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Закон о техническом регулировании представляет собой основную часть механизма реформирования действующих технических условий и правил (ТУ, СНиП.) Для осуществления этого реформирования необходимо выполнить самую существенную и наиболее требуемую часть работы - разработку технических регламентов. При этом необходимо, чтобы технические регламенты и соответствующие им методы, технологические решения, а так же документация национальных стандартов составляли единое целое, строились на согласованных методологических принципах.

Еще один принципиальный вопрос технического регулирования - это поиск разумного баланса между стремлением государства обеспечить свободное движение товаров, с одной стороны, и мерами по защите жизни, здоровья и имущества граждан, а также по охране окружающей среды - с другой, задача государства обеспечить это равновесие, в том числе мерами технического регулирования. Очевидно, что такая сложная задача должна решаться путем совместного учета затрат на обеспечение безопасности и возможных потерь производства от наличия барьеров, а общества - от опасной продукции. Понятно, что в такой постановке данная задача не имеет однозначного решения, поэтому в зависимости от конкретно от экономической ситуации это равновесие может меняться,

Критическая ситуация, сложившаяся в связи с введением закона о техническом регулировании, волнует специалистов строительного производства. По мнению многих представителей строительного сообщества, для того чтобы закон был эффективным, следует придерживаться определенных принципов, перечисленных ниже.

    *
      Предстоящая работа по созданию технических регламентов невозможна без использования действующих СНиПов и других нормативных документов строительства. Достижение целей, указанных в технических регламентах, должно реализовываться через существующее и обновляемое в течение многих десятилетий применение требований государственных стандартов (ГОСТ) и «Строительных норм и правил» (СНиП).
    *
      Для решения этой работы приоритетна проблема обновления устаревшей нормативной базы. По данным Международной организации по стандартизации (ISO), ежегодно обновляется не менее 10% действующих стандартов и нормативов. Такая инновация реализует возрастающий уровень технического прогресса.
    *
      В обновлении нормативной базы строительства в современных условиях могут принять участие передовые строительные организации. Стандарты организаций, наряду с национальными стандартами и сводами правил должны образовать систему нормативных документов в строительстве, Федеральное агентство по техническому регулированию разработало стандарт ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандарты организаций. Общие положения». Для вновь разработанных национальных стандартов это оптимальный путь органичного внедрения инженерного законодательства в строительное производство.
    *
      При составлении технических регламентов необходимо учесть, что некоторые требования закона о техническом регулировании для строительства должны быть пересмотрены. Планы изданий национальных стандартов, технических регламентов, строительных нормативов должны пройти обсуждение на ученом совете Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и других строительных научно-исследовательских организаций. Это обеспечит легитимность и реализацию технических регламентов строительной области.

Библиографический список
   1.
      Епифанов В.А., Ивлиев А.А., Штейн Е.М.. Разработка механизма нормативно-методического обеспечения развития строительного производства Москвы. М.: Высшая школа, 2003. 117 с.
   2.
      Ивлиев А.А. Инженерно-технологический анализ строительного производства. М.: МИКХиС, 1997. 127 с
   3.
      Ивлиев А.А., Кальгин А.А. Реставрационные строительные работы. М.: ИРПО, Изд. Центр «Академия», 2006. 272 с.
   4.
      Олейник П.П. Организация строительства. Концептуальные основы, модели и методы, информационно-инженерные системы. М.: Профиздат, 2001. 408 с.

А.А. Ивлиев, канд. техн. наук, профессор;
Ю.В. Лазаренко, канд. техн. наук, доцент;
М.Г. Миленин, аспирант;
Московская государственная академия
коммунального хозяйства и строительства


Журнал "Технологии бетонов" №4, 2009   10.04.2009

Copyright 2006 ЗЖБИ-500     Карта сайта
Реклама на сайте
|