Московский стройкомплекс - локомотив экономики города

Ресин В. И. ,
первый заместитель Мэра Москвы
в Правительстве Москвы,
руководитель Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы

На протяжении двух десятилетий своей работы инвестиционно-строительный комплекс Москвы пережил разные этапы становления и развития и все эти годы был и остается локомотивом экономики города. Благодаря кропотливой совместной работе всех ветвей городской власти и инвестиционно-строительных компаний в Москве сложился цивилизованный рынок строительства и продажи недвижимости. И сегодня в условиях мирового финансового кризиса потенциал, накопленный Стройкомплексом Москвы, вселяет уверенность, что строительная отрасль вновь может стать надежной опорой для всей городской экономики.

В сложившейся экономической ситуации приоритетной задачей, определенной Правительством Москвы на 2009 год, является сохранение условий для роста экономики, в первую очередь промышленности, строительства, транспорта, торговли, которые производят около половины валового регионального продукта города Москвы. Город намерен сохранить социальную направленность расходов бюджета.

В последние годы в градостроительной политике столицы четко сформировались два приоритетных направления - жилищное и дорожно-транспортное строительство. В связи с этим была проведена реорганизация стройкомплекса. В 2008 году на базе Департамента градостроительства созданы Департамент городского строительства и Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства.

Реставрация пятиэтажек

Основным приоритетом градостроительной политики было и остается строительство социального жилья. В городе на практике реализуются крупномасштабные программы возведения жилья для очередников, молодых семей, жителей сносимых ветхих домов и пятиэтажек. В последние годы доля социального жилья в Москве значительно увеличилась. Судите сами. Начиная с 2005 года мы вышли на объем строительства 5 млн. м2 ежегодно; при этом в 2005-м социального жилья было построено 1,6 млн. м2, а в 2006-м - уже 1,87 млн. м2. В 2007 году ввод жилья по городским социальных программам составил 2,3 млн. м2, а 2008-м - два с половиной миллиона «квадратов»! И, несмотря на трудности, Правительство Москвы не намерено сокращать строительные социальные программы. Более того, в условиях, когда многие коммерческие застройщики отказываются от реализации инвестиционных проектов, город, не испытывающий дефицита в бюджете, становится основным заказчиком строительных работ. Если говорить о конкретных цифрах, то в текущем году планируется осуществить строительство и ввод в эксплуатацию 2,5 млн. м2 жилья для реализации общегородских социальных жилищных программ по предоставлению пло­щади гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, молодым семьям в соответствии с программой «Социальная ипотека», а также для переселения из пятиэтажного и ветхого жилого фонда.

Наряду с жильем в городе возводится вся необходимая инфраструктура: социальная, транспортная, инженерная. Правительство Москвы не собирается останавливать работу в этих направлениях. Так, в 2009 году планируется возводить новые детские сады, школы, ФОКи, поликлиники, станции переливания крови и подстанции скорой помощи. Пристальное внимание будет сосредоточено на инженерном обес­печении районов массовой жилой застройки.

Не останавливаются работы и на объектах культуры. В прошлом году была закончена реставрация Марфо-Мариинской обители, Петровского путевого дворца, реставрировалась церковь святой Екатерины в Риме. Продолжались работы по реконструкции музея-заповедника «Коломенское», реабилитации территорий природно-исторических парков «Измайлово» и «Москворецкий».

20 ноября 2008 года в Лейпциге Москве за реставрацию комплекса «Царицыно» вручена международная премия имени Бернхарда Реммерса «За выдающиеся заслуги в реставрации и сохранении памятников архитектуры».

В 2009 году в Москве будет открыт после реконструкции Мемориальный музей космонавтики. Продолжатся работы по восстановлению усадеб «Кузьминки», «Воронцово», «Останкино», «Кусково», большой комплекс рекреационных работ запланирован в Лефортове. Будет вестись строительство здания академии акварели Сергея Андрияки, картинной галереи Ильи Глазунова, а также работы по реставрации театра «Геликон-опера», Мемориального комплекса истории ВМФ, объектов Московского зоопарка.

В 2008 году Мэром Москвы было принято решение о строительстве малоэтажного жилья для многодетных семей в разных районах города. Первые коттеджи по этой программе были переданы под заселение многодетным семьям в конце прошлого года в Захарьино.

Огромное внимание городские власти уделяют строительству и реконструкции дорог и инженерных коммуникаций, которое ведется в четком соответствии с комплексной программой. И хотя в связи с кризисом объем средств, выделенных из бюджета города на дорожное строительство в 2009 году, был несколько уменьшен по сравнению с первоначальными планами, на планах по строительству дорог это никак не скажется. Мы намерены за меньшие деньги выполнить больший объем работ, что вполне реально, так как снижаются цены на стройматериалы, бензин и так далее. Ни один из начатых дорожных проек­тов в городе остановлен не будет.

В текущем году планируется завершить реконструкцию Варшавского шоссе на участке от МКАД до района Щербинка, Крестовских путе­проводов на проспекте Мира, улице Советской в коммунальной зоне «Внуково», Панфиловского проспекта в Зеленограде. Продолжится строительство и реконструкция Звенигородского проспекта, Ленинградского шоссе, 4-го транспортного кольца на участке от Щелковского шоссе до шоссе Энтузиастов. Начнется строительство новой дорожной сети в поселке Северный и южного дублера Кутузовского проспекта.

Несмотря на кризис, в Москве будет продолжаться реализация программ освоения подземного пространства и строительства высотных зданий, в том числе объектов ММДЦ «Москва-Сити».

За время реализации программы гаражного строительства в период с 1995 по 2007 год введено в эксплуатацию более 1 млн. 200 тыс. мест организованного хранения автотранспорта, что с учетом динамики роста численности автотранспорта позволило на 47% обеспечить местами организованного хранения автомобили частной принадлежности. Цель программы 2008-2010 годов довести этот показатель до 60%. Задачами Генерального плана развития города Москвы определено достичь 70%-го уровня обеспеченности (что соответствует показателям европейских столиц) к 2020 году, для чего необходимо построить еще более 1 млн. 700 тыс. машиномест.

Малоэтажная застройка в Куркино

Несмотря на трудности, Правительство Москвы находит средства для помощи другим регионам. В прошлом году силами московских специалистов было начато строительство жилого микрорайона «Московский» в разрушенном войной Цхинвале. Работы курирует лично Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Для нас это - дело чести: помочь нуждающимся, вернуть людям крышу над головой. Работы в Осетии ведутся ускоренными темпами. Уже в этом году строительство завершится, в эксплуатацию будут сданы школа, два детских сада, более 200 коттеджей и 8 трехэтажных жилых домов.

Конечно, финансовый кризис в той или иной степени затронул всех. Отразился он и на строителях. Из-за проблем в банковской сфере у застройщиков возникли серьезные затруднения с кредитованием для финансирования долгосрочных проектов. Некоторым из них не хватает денег на продолжение начатого строительства. Москва одной из первых в стране сделала конкретные шаги в оказании непосредственной поддержки застройщикам, в первую очередь тем, кто обеспечивает реализацию государственных социальных программ. Мы не можем допустить приостановки инвестиционно-строительного процесса, появления в долгостроев, поэтому в городе создана антикризисная комиссия в области финансового мониторинга состояния экономики, промышленности, строительства и малого бизнеса, возглавляемая Мэром Москвы Ю. М. Лужковым. Своя антикризисная комиссия работает и в Стройкомплексе. Принято решение покупать квартиры у коммерческих застройщиков для использования их в реализации городских социальных программ. Другими мерами по поддержке стройкомпаний могут стать отсрочки платежей и дополнительные банковские кредиты. Все возможные варианты поддержки застройщиков рассматриваются на заседаниях антикризисной комиссии.

Одна из основных задач Правительства Москвы в условиях финансового кризиса - сохранить кадровый потенциал: это наше главное социальное обязательство. Кадровая политика, реализуемая в Стройкомплексе Москвы, направлена не только на поддержку высокого уровня социальной защиты сотрудников и ветеранов отрасли, но и на привлечение молодежи, поддержку молодых специалистов, которым в организациях создаются условия для карьерного роста: они включены в резерв кадров, им оказывается помощь в повышении профессионального уровня. В вузах и строительных колледжах обучаются свыше 2,5 тысяч молодых рабочих с частичной или полной оплатой стоимости обучения строительными организациями. В соответствии с заключенными долгосрочными соглашениями о взаимном сотрудничестве между ведущими строительными организациями и учебными заведениями регулярно проводятся ярмарки вакансий.

2009 год будет непростым. Нам предстоит много работы. Уверен, что потенциал у московского строительного комплекса есть. И вместе мы справимся со всеми задачами, которые ставят перед нами Правительство Москвы и москвичи.


Журнал "Архитектура и строительство Москвы" №1, 2009   13.03.2009

Copyright 2006 ЗЖБИ-500     Карта сайта
Реклама на сайте
|