Итоги работы строительной отрасли за 20 лет, ее вклад в выполнение национальных проектов

И лишь благодаря титаническим усилиям мэра и Правительства Москвы столице удалось сохранить традиционно сложившиеся между строительными организациями и предприятиями стройиндустрии хозяйственные и экономические связи и отношения, предотвратить распад единого производственно-технологического цикла выпуска законченной строительной продукции. Придать начавшемуся в то время процессу экономических преобразований, акционирования предприятий и в целом приватизации в строительно- инвестиционном комплексе Москвы управляемый характер.

Своевременно принятые меры, как и все последующие этапы реорганизации системы управления, привели к тому, что Москва не только не позволила развалиться стройкомплексу, но и сначала его модернизировала, а затем сделала локомотивом экономики города и с его помощью решила многие социальные проблемы.

На пути становления системы мы прошли и этап организации, и финансирования строительства жилья для нуждающихся в нем москвичей через кредиты, когда государство на это не пошло, а мы решились и, как сказал в свое время Юрий Михайлович Лужков, выиграли! И через использование потенциала коммерческого строительства для финансирования муниципальных жилищных программ. И, наконец, сегодня, когда экономика Москвы окрепла, мы переносим основную финансовую нагрузку по строительству социального жилья на городские бюджетные ресурсы.

Подчеркнуть это считаю необходимым, поскольку переход к рынку, практическая ликвидация централизованных бюджетных средств для финансирования строительства привели к тому, что обеспечение населения жильем и создание жизненно важной социальной и инженерной инфраструктуры почти полностью стали заботой региональных администраций. И Москва в этом ряду не составляла исключения.

Оценивая сделанное за прошедшие 20 лет, логично спросить, а что дали москвичам усилия Правительства Москвы по совершенствованию управления строительным комплексом и каковы результаты труда многотысячного коллектива столичных строителей?

Итог этой работы впечатляет. По- строено почти 80 млн кв. м жилья и более тысячи важных социальных объектов: порядка 600 детских садов, 420 школ, 147 поликлиник, 60 больниц, несколько десятков торговых комплексов. Построены уникальные спортивные сооружения, такие как стадион «Локомотив», ледовый дворец «Мегаспорт» на Ходынском поле, круглогодичный центр горнолыжного спорта под Красногорском, баскетбольный стадион «Динамо» в Крылатском. В 2007 г. приступили к реализации масштабной программы строительства ФОКов район- ного звена для оздоровления москвичей и развития детско-юношеского спорта. Возводятся спортивно-оздоровительные центры трех типов, объединяющие под одной крышей универсальные спортзалы, крытые катки и бассейны.

Созданы целые благоустроенные районы: Люблино и Сабурово, Митино и Строгино, Ясенево и Тропарево-Никулино, Северное и Южное Бутово, Крылатское, Жулебино, Марьинский парк и Кожухово. Количество москвичей, живущих сегодня в каждом из них, не уступает, а порой и превосходит численность населения многих районных и областных центров Российской Федерации. Создание комплексов «Синяя Птица», «Новая Олимпийская деревня», «Золотые ключи», «Покровское- Глебово», «Алые паруса», застройка Рубцовской набережной, Зоологической и Краснопролетарской улиц и, конечно же, уникального с точки зрения архитектуры, ландшафта и внедрения новейших технологий микрорайона Куркино, получившего высокую оценку Владимира Владимировича Путина, продемонстрировали способность наших архитекторов и инженеров мыслить системными категориями.

Москва первой в России приступила к реконструкции и обновлению районов, застроенных 5-этажными домами начального этапа сборного домостроения. Эти опасные в техническом отношении ветхие 5-этажки площадью более 5,5 млн кв. м не просто снесены, сегодня их жители переселены в новые благоустроенные дома, отвечающие современным требованиям.

Для нормальной жизнедеятельности районов массовой застройки создана современная инженерная и транспортная инфраструктура. За два десятилетия в Москве сдано в эксплуатацию свыше 4 тыс. км инженерных коммуникаций.

Построены крупные гидротехнические объекты, такие как Вазузская гидротехническая система, водопроводно- регулирующий узел в Митино, резервуары чистой воды на Ново-Западной водопроводной станции, второй блок Ново-Люберецкой станции аэрации. Возведена с использованием новейших технологий очистки станция аэрации в Южном Бутове. Сданы в эксплуатацию канализационные насосные станции в Измайлово, Жулебино, Южном Бутове и других районах.

Для улучшения транспортного обслуживания населения за прошедшие годы введено в эксплуатацию свыше 6 млн кв. м дорог. Построены новые автобусные парки, введены в строй обновленные Казанский и Павелецкий вокзалы. Полностью реконструирована Московская коль- цевая автомобильная дорога, построено Третье транспортное кольцо, закончена прокладка Краснопресненского проспекта, полным ходом ведется реконструкция Большой Ленинградки, начато строительство Четвертого транспортного кольца.

Славная страница в истории московского градостроительства – возрождение таких объектов архитектурного, исторического и культурного наследия столицы, как Казанский собор и Иверская часовня на Красной площади, храм Христа Спасителя, Марфо-Мариинская обитель и Старый Гостиный двор. Построен филиал Государственного академического Большого театра. Реконструированы Третьяковская галерея, Малый театр и Музей А.С. Пушкина на Пречистенке, театр «Новая опера» в саду Эрмитаж и Исторический музей. Открыты галереи народных художников СССР Ильи Глазунова, Александра Шилова и Сергея Андрияки. Украшением города стали Мемориальный комплекс на Поклонной горе в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне и обновленная Большая спортивная арена в Лужниках, преобразившаяся Манежная площадь и значительная часть исторического центра Москвы. В последние годы построены такие уникальные объекты, как Дом музыки на Красных Холмах, воссоздан садово-парковый комплекс Царицыно. Завершено строительство фундаментальной библиотеки МГУ на Воробьевых горах.

И это далеко не полный перечень того, что сделано за прошедшие годы и что лишний раз подтверждает справедливость принятых управленческих решений.

Созданная в городе система управления инвестиционно-строительным комплексом позволила всерьез заняться прежде всего перспективным планированием. В результате сегодня мы имеем отработанный механизм среднесрочного планирования городского заказа, организации предпроектной подготовки строительства, своевременной разработки и утверждения проектной документации и формирования на этой основе годовых инвестиционных программ.

В рамках этой системы в комплексе освоено производство новых серий жилых домов, школ, детских садов и целого ряда других объектов социальной инфраструктуры. Активно реализуются программы технического перевооружения предприятий стройиндустрии. Уже к середине 1990-х гг. промышленность и строители с участием проектных и научных организаций провели через экспериментальное строительство всю номенклатуру разработанных проектов и заложили основы современных технологий. Это один из принципиальных аспектов новой градостроительной политики, для которой характерно не только обновление строительной продукции, но и отказ от проектирования-привязки типовых проектов, переход к разработке адресных проектов, учитывающих конкретное месторасположение объекта, окружающую застройку и рельеф местности.

Новые конструктивные элементы и отделочные материалы, «теплые» стены и оконная столярка, инженерное энергосберегающее оборудование и автоматизированные системы управления энергопотреблением – все это бывшие темы экспериментального строительства, а ныне продукты массового производства.

Действующая система управления не только положила начало модернизации и совершенствованию производственно- технического потенциала строительной отрасли Москвы, но и позволила столице по праву занять лидирующие позиции в реализации национальных приоритетных проектов в сферах образования, здравоохранения и обеспечения населения жильем.

Правительство Москвы, столичный строительный комплекс щедро делятся накопленным опытом в достижении программных целей этих проектов с коллегами из других регионов Российской Федерации.

Сегодня с участием московских строителей ведутся работы в 57 городах Центрального, Северо-Западного, Южного, Сибирского, Приволжского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов.

Хочу подчеркнуть, что основная цель всех региональных проектов Правительства Москвы – активизация социально- экономического развития городов России. В каждом из этих проектов широко задействованы местные подрядные организации и предприятия стройиндустрии, что способствует их возрождению, созданию новых рабочих мест.

География сотрудничества ежегодно расширяется, растут и объемы строительства. Если совсем недавно в рамках совместного выполнения работ за год строилось порядка 400–500 тыс. кв. м жилья, то в текущем году запланировано ввести в эксплуатацию уже более 1 млн кв. м.

Помимо жилья с участием московских строителей возводятся в регионах также объекты социальной сферы – школы и детские сады, поликлиники и больницы, торговые, культурно-деловые центры и гостиницы.

Каким бы масштабным ни было свершенное, главное – это устремленность в будущее, четкое представление о предстоящей работе.

Собственно говоря, эти перспективы уже определены Генеральным планом развития Москвы до 2025 г.

Жилищное строительство, получив мощный качественный импульс в последние годы, будет и дальше развиваться. Мы будем строить много. До 2025 г. нам предстоит построить свыше 90 млн кв. м жилья. Это как нельзя более полно отвечает планам и приоритетам социально- экономической политики, намеченным федеральной властью.

Выступая перед депутатами Государственной Думы, Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин заявил, что в России ежегодно нужно вводить в строй 140–150 млн кв. м жилья. «Для того чтобы решить проблему обеспечения наших граждан жилплощадью, нужно строить по одному квадратному метру на человека в год. Можем ли мы решить такую задачу? Полагаю, что впервые в истории России мы такую задачу решить можем», – сказал Владимир Владимирович.

И символично, что одним из первых указов Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева стал Указ «О мерах по развитию жилищного строительства», в соответствии с которым Правительству поручено внести на рассмотрение в Государственную Думу проект Закона о Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства.

Только в ближайшее 5-летие реализация социальных программ Правительства Москвы позволит ввести в строй более 10 млн кв. м муниципального жилья, включая и индивидуальные малоэтажные коттеджи для многодетных семей, которые по решению мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова мы начали строить в текущем году. Будут построены 167 школ, 39 блоков начальных классов и 295 дошкольных образовательных учреждений.

Сегодня уже можно с уверенностью говорить о возрождении высотного строительства в столице. Наглядным примером этого является программа «Новое кольцо Москвы», предусматривающая возведение па первом этапе 60-ти высотных комплексов.

Предстоит масштабная работа по решению транспортных проблем, наносящих немалый ущерб экономике столицы и создающих большие неудобства москвичам.

Несмотря на принимаемые московским правительством меры по развитию дорожной сети, в том числе и реализацию таких крупных проектов, как строительство Третьего транспортного кольца и автотранспортных развязок, реконструкция МКАД, положение дел в автомобильно- дорожной отрасли остается крайне напряженным.

Только за предыдущие 7 лет число зарегистрированных в городе автомашин выросло в 2,3 раза, а при существующей динамике роста их количество в ближайшие 7–8 лет увеличится еще в 1,5 раза. Учитывая эти изменения, Правительство Москвы направляет на развитие дорожной инфраструктуры сегодня почти вдвое больше средств, чем в прошлом году.

Понятно, что в условиях интенсивного развития Москвы дорожно-транспортные проблемы нельзя рассматривать отдельно от основных положений Генерального плана и только лишь с позиций увеличения протяженности городских дорог. Не менее важным представляется развитие внеуличного транспорта. Например, Малое железнодорожное кольцо должно превратиться в скоростную магистраль с 35-ю станциями. Первые 10 будут построены в ближайшее время и станут пересадочными узлами в районах станций метро.

Должны помочь решению проблемы и текущие мероприятия. Планируется избавить столицу от грузовых и сортировочных дворов, расположенных в районе Московского железнодорожного узла, а также таможенных терминалов. Их намечено вывести за пределы Москвы, поскольку значительное количество грузов этих структур, вовсе не нужных Москве, проходит через город, создавая дополнительную нагрузку на его территории.

Основная задача развития транспортной системы состоит в создании условий для реализации мероприятий генерального плана по данному стратегическому направлению с учетом градостроительного развития конкретных территорий. Итоговая цель – удовлетворить потребность населения быстро и удобно перемешаться по городу.

До 2012 г. будут завершены реконструкция Ленинградских проспекта и шоссе, прокладка Звенигородского проспекта, строительство новых и реконструкция существующих дорог, в районах массового строительства жилья (в поселке Северный, в Косино, Жулебино, Волынском и др.). Возникнут автомобильные развязки в Москва-Сити. Войдут в строй участки Четвертого транспортного кольца.

И, наконец, надо сказать, что решение транспортных проблем Москвы нельзя рассматривать в отрыве от развития дорожной сети всего Московского региона. В решении общих транспортных задач Москвы и Подмосковья необходимо активное участие и федеральной власти. К сожалению, помощь федерального бюджета городу в этом направлении сокращалась из года в год. Министерство финансов мотивирует это тем, что город и область имеют самодостаточные бюджеты. Хочу выразить надежду, что Правительство России, которое рассматривает сейчас целевую программу развития транспортной системы страны, учтет наши предложения и направит необходимые средства на решение транспортных проблем столичного региона.

В условиях значительного снижения скорости движения наземного транспорта ключевое значение для столицы приобретает метрополитен. Москва сегодня вкладывает в строительство метро в 9 раз больше средств, чем четыре года назад. В ближайшие 5 лет подземные станции по- явятся в Митино, Зябликово, Косино, Жулебино, будет построен отрезок «Трубная площадь – Марьина Роща». Всего же планируется к вводу более 15 км новых трасс. Кстати, в развитии московского метрополитена мы также рассчитываем на активную помощь федерального бюджета.

Нельзя не остановиться и на предстоящей работе по реорганизации территорий промышленных зон. Преобразуя их, следует думать не только о жилищном строительстве, что очень заманчиво при сегодняшнем спросе на жилье, но прежде всего о необходимости сохранения рабочих мест в городе, в непосредственной близости от места проживания. Мы начали строить в таких промзонах технопарки для размещения среднего и малого бизнеса, который, кстати, дает более 40% городского бюджета.

Одним из самых крупных проектов ближайших нескольких лет обещает стать освоение промышленной территории завода «Серп и Молот», который мы практически вывели аж в Смоленскую область. Эта обновляемая территория расположена на юго-востоке столицы в районе станции метро «Площадь Ильича». Из 592 гектаров под застройку планируется передать 390. На этих землях возведут порядка 5 млн кв. м жилья, коммерческой и производственной недвижимости. Здесь же появится и крупный выставочный центр. Развитие данной промзоны будет вестись параллельно с освоением территории завода им. Войтовича, расположенного по другую сторону шоссе Энтузиастов.

Еще одним мегапроектом станет сооружение многофункционального центра «Метрополия» на площадке завода «Москвич», не занятой под производственные нужды. Концепция комплекса предусматривает строительство до 1,5 млн кв. м офисной, гостиничной и торгово- развлекательной недвижимости на пересечении Третьего транспортного кольца и Волгоградского проспекта. Общий объем инвестиций оценивается в фантастическую сумму – 3–4 млрд дол. США.

Программа развития промзон тесно связана с проектами комплексной реконструкции кварталов и застройкой деревень, расположенных в административных границах города. На последней Каннской выставке недвижимости мы показали два крупных проекта. Они предусматривают строительство малоэтажных домов общей площадью более 300 тыс. кв. м на территории деревень Кожухово и Захарьино.

В действующей структуре управления инвестиционно-строительным комплек- сом важное место отведено осуществлению научно-технической политики. Следует всячески поощрять те городские производственные предприятия, которые поддерживают науку, сотрудничая с отраслевыми и академическими институтами и научно-производственными объединениями.

И, наконец, особо хочу выделить вопрос качества строительства. Главное – создана и действует система комплексного подхода к решению трех взаимосвязанных проблем строительного производства: культура – качество – безопасность.

Культура производства начинается со строительной площадки. Нам небезразлично, в каком она состоянии, в каком виде выезжает в город с этой площадки автотранспорт, как одеты наши рабочие, как выдерживаются нормы и сроки производства работ, чтобы неудобства для москвичей, связанные со строительством, были сведены к минимуму.

Стали практикой ежегодные смотры- конкурсы на лучший бытовой городок и лучшую строительную площадку, проведение комплексных проверок качества строительства, соблюдения требований к организации и технологии производства строительно-монтажных работ контрольно-надзорными органами.

В организациях Комплекса внедрены системы управления качеством на базе международных стандартов ИСО- 9000.

Сделано немало. Но предстоит сделать еще больше, чтобы можно было сказать: мы подошли к решению этой проблемы.

Надо четко представлять себе, что качество строительства начинается с проработки проектных решений и закапчивается неукоснительным соблюдением технологической дисциплины непосредственно па стройке. Ни призывы, пи увещевания не приведут к улучшению качества строительства до тех пор, пока мы не добьемся осознания ответственности за результаты труда каждым участником строительного процесса.

А охрана труда и безопасность строительства – разве это не еще одна проблема, которую мы не можем одолеть до сих пор? Строительные недоделки, производственный травматизм и профессиональные заболевания – следствие плохой заботы и никудышного контроля со стороны руководителей строительных и производственных подразделений.

Можно выпускать ежегодно тысячу приказов и постановлений, и все будет без толку, пока первые руководители не поймут, что качество и безопасность груда – это в первую очередь их обязанность. Пока практическая работа будет подменяться бравыми реляциями об улучшении качества, процентном снижении травматизма и аварий на стройках – все будет, как было. Здесь нужен переход от формального отношения к созданию систем качества, к душевному порыву, пониманию, что это общенациональная задача. А значит, должно поощряться стремление к образованию, профессиональному росту кадров, построению постоянно действующей системы обучения руководства и линейного персонала. Сегодня в Комплексе действует «горячая линия», по которой любой москвич может сообщить о своих претензиях к качеству приобретенного или полученного им жилья. Гласность – действенное оружие в борьбе с бракоделами. Надо создать обстановку, чтобы на них, как говорится, шапка горела.

Все, что сделано в Москве за прошедшие 20 лет, – это результат самоотверженного труда многотысячной армии архитекторов и строителей, инженеров и научных работников. Достойный вклад в развитие столицы внесли труженики наших домостроительных комбинатов и таких строительных компаний, как СУ-155, «Интеко», «ПИК», Главстрой, Мосинжстрой, Мосфундаментстрой-6, «Дон-Строй», «Миракс», «Крост», «Ингеоком». Не хотелось бы никого обидеть – этот список можно было бы продолжать еще очень долго. Ведь сегодня инвестиционно-строительный комплекс объединяет миллион человек.

Быть строителем – нелегкий труд, и в то же время он приносит радость, когда видишь конечный результат. На строителе лежит большая ответственность за судьбу родного города. Многое зависит от людей, работающих в нашей отрасли. Кому-то выпало на долю возводить первые па- нельные дома, нашему же и будущему поколениям суждено вернуть Москве долги, накопившиеся за целый век.

Источник: Строительная безопасность 2009
В.И. Ресин

Copyright 2006 ЗЖБИ-500     Карта сайта
Реклама на сайте
|